Дисциплинарная ответственность учащихся

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон об образовании), а также Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее – Типовое положение) предусматривают лишь одну меру дисциплинарного взыскания для учащихся – исключение из общеобразовательного учреждения (далее – учреждение).

Согласно п. 7 ст. 19 Закона об образовании и п. 58 Типового положения по решению органа управления учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение в данном случае применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения.

Напомним, что решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

При этом учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления, которые совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Между тем на практике нередко встречаются случаи, когда со стороны учащегося допускаются дисциплинарные нарушения, однако об исключении говорить еще рано. Здесь лишь само учреждение вправе решать, каким образом будет осуществляться наказание по отношению к виновным учащимся и какими могут быть виды таких наказаний.

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании любое образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с уставом учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Исходя из данной нормы, а также общих основ ст. 32 Закона об образовании, можно сделать вывод о том, что установление дополнительных наказаний, не предусмотренных действующим законодательством, находится в компетенции самого учреждения, но лишь при условии соблюдения обязательных требований закона о защите прав и свобод учащихся. Это означает, что любые наказания, установленные учреждением, не могут быть связаны с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, поскольку это прямо запрещено Конвенцией о правах ребенка и иными нормативно-правовыми актами в области защиты прав детей (как международными, так и российскими).

Как следует из указанного выше подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании, дополнительные виды наказаний для учащихся (правильнее всего их назвать дисциплинарными взысканиями, поскольку все они, так или иначе, связаны с нарушением внутришкольной дисциплины) должны быть предусмотрены в уставе учреждения. Там же должен быть оговорен и порядок их применения.

Хотя, по нашему мнению, во избежание излишней "перегрузки" устава лучше всего оформить все, что касается дисциплинарных взысканий в отношении учащихся (далее – дисциплинарные взыскания), отдельным локальным актом учреждения (например, Положением о дисциплинарных взысканиях) и зарегистрировать данный акт в качестве дополнения к уставу, что предусмотрено п. 3 ст. 13 Закона об образовании.

В этом случае указанный локальный акт можно будет постоянно совершенствовать (путем внесения изменений и дополнений), а также, за ненадобностью, отменить, не затрагивая при этом устав учреждения. Кроме того, знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с таким локальным актом будет гораздо проще и эффективней, поскольку документ, посвященный каким-либо одним правоотношениям (в отличие от устава, где, как правило, написано обо всем, но понемногу), всегда воспринимается легче и лучше запоминается.

Впрочем, каким бы локальным актом не были урегулированы вопросы дисциплинарных взысканий, документ этот, в силу своего новаторства, должен быть достаточно подробным и проработанным. С нашей точки зрения, при установлении системы дисциплинарных взысканий целесообразней ориентироваться на то, что уже установлено для лиц, работающих по трудовому договору (работников) Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ).

Это, по меньшей мере, позволит решить сразу две задачи:

  • во-первых, за основу будет взята уже апробированная система дисциплинарных взысканий, что априори уже будет свидетельствовать об ее законности и правомерности;
  • во-вторых, система дисциплинарных взысканий, предусмотренная в ТК РФ, построена по принципу постепенного ужесточения мер до наказания, связанного с прекращением трудового договора по инициативе работодателя (увольнением с работы), что в нашем случае соответствует исключению из школы. Таким образом, систему наказаний в учреждении можно будет построить аналогичным образом: от незначительного до исключения.

Кстати, в этом случае гораздо легче будет разобраться с такими категориями, как "неоднократность" и "грубость" нарушений устава учреждения, если, например, привязать их к какому-либо из видов дисциплинарного взыскания. К примеру, когда уставом или локальным актом учреждения будет предусмотрено, что за грубые нарушения устава на виновного учащегося налагается дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора или просто выговора, то в дальнейшем будет еще проще: получил в течение года два (или более) строгих выговора (просто выговора) – будь готов к отчислению и т. д.

А поскольку дисциплинарные взыскания не могут быть связаны не только с насилием над личностью учащегося, но и с какими-бы то ни было штрафами (денег за допущенные нарушения дисциплины, не связанные с причинением вреда имуществу школы, с учащихся брать категорически запрещено), систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу "от простого к сложному", делая упор на усилении воспитательных мер.

Вот, например, как может выглядеть такая система:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • исключение из учреждения.

Для того чтобы данная система была максимально демократичной и не позволяла администрации учреждения "гнобить" неудобных им учеников, необходимо как можно тщательнее прописать в уставе (локальном акте) принципы наложения того или иного взыскания.

К примеру:

  • за шумное поведение на уроке и за срыв урока – замечание;
  • за опоздание на урок – выговор;
  • за драку – строгий выговор и т. д.

При этом, естественно, не нужно забывать и принцип рецидива, когда за один и тот же проступок, совершенный в течение определенного времени (установленного уставом или локальным актом), наказание ужесточается. Например, от одного до пяти прогулов за четверть – выговор, более пяти – строгий выговор и т. д.

Для того чтобы, как указано выше, подвести грубые нарушения устава учреждения учеником под его исключение, необходимо в самом уставе перечислить, какие нарушения признаются грубыми. Затем в том же уставе (либо в специальном локальном акте) установить, что за грубые нарушения устава учащемуся объявляется строгий выговор или применяется иная мера дисциплинарного взыскания. Главное, чтобы эта мера применялась только за грубые нарушения. Тогда учащийся и его родители (законные представители) будут знать, что, получив два и более таких взыскания (в этом и заключается принцип неоднократности) в течение определенного времени (учебного года, четверти и т. д.), такой учащийся (естественно, достигший 15-летнего возраста) рискует быть исключенным из учреждения.

Поскольку в учреждении дисциплинарные взыскания применяются к несовершеннолетним, а воспитательный процесс происходит в коллективе под контролем взрослых, достаточно эффективным будет использование при наложении взысканий и элементов общественного порицания. Причем в отдельных случаях это может превратиться в самостоятельное наказание. Например, поведение учащихся, получивших дисциплинарные взыскания, можно рассмотреть на классном или общешкольном собрании, на совете школы и т. д. Только при этом нельзя допустить нарушения прав ребенка на неприкосновенность частной жизни, т. е. выносить на общественное рассмотрение можно лишь сам проступок, не затрагивая ничего, что не относится к делу.

Кроме того, любая мера дисциплинарного взыскания, связанная с общественным порицанием, может рассматриваться как более строгая. К примеру, между выговором и строгим выговором может располагаться такое наказание, как объявление выговора с вынесением рассмотрения поведения учащегося на классном (общешкольном) собрании и т. д.

Не следует игнорировать и иные – дополнительные – наказания, например: исключение из органов школьного самоуправления, лишение внутришкольного (внутриклассного) звания (староста класса, председатель дружины, лучший ученик и т. д.), лишение права нахождения фотографии провинившегося учащегося на доске почета учреждения и др.

Такие наказания могут применяться как в качестве самостоятельных (тогда круг дисциплинарных взысканий будет гораздо шире), так и в качестве второстепенных (в совокупности с основными): например, объявление выговора с одновременным исключением из совета школы и т. д.

Думается, что такой порядок позволит усилить воспитательное воздействие дисциплинарных взысканий, поскольку для многих учащихся их общественный статус в классе и в школе значит не мало. Тем более обидно, когда не ты добровольно отказываешься от специального положения, а тебя его лишают за совершенный проступок. Для многих подростков это достаточно серьезное наказание.

Принцип дисциплинарной ответственности, предусмотренный ТК РФ, предполагает полное освобождение от нее по прошествии определенного времени (в настоящее время – одного года). Поскольку дисциплинарные взыскания для учащихся должны служить исключительно воспитательным целям, а не применяться для подавления личности обучающегося, уставом (локальным актом) учреждения также должна быть предусмотрена возможность полного освобождения учащегося от наложенного взыскания.

Проще всего для этого установить определенный временной отрезок: например, ученик, получивший выговор и в течение четверти ни разу не нарушивший дисциплину, полностью освобождается от наказания и считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Немаловажной является и общественная составляющая: можно, например, по аналогии с ТК РФ предусмотреть возможность освобождения от дисциплинарного взыскания по ходатайству класса (совета школы, совета старшеклассников и т. д.), естественно, при условии, что после наложения этого взыскания ученик ни разу не нарушил дисциплину и активно участвовал в жизни класса и школы.

Дисциплинарные взыскания (еще один элемент демократии) должны налагаться на учащихся в том же порядке, что и аналогичные взыскания для работников учреждения, предусмотренные ТК РФ. То есть до применения взыскания от ученика необходимо затребовать письменное (либо устное с одновременным занесением в акт опроса) объяснение. Непосредственное наложение взыскания производится приказом по учреждению. Несправедливость представителей администрации учреждения (иных уполномоченных лиц) в данном вопросе может навсегда породить у ребенка недоверие к лицам, вершащим правосудие. А поскольку речь в данном случае идет о несовершеннолетних, применение дисциплинарного взыскания по отношению к учащемуся требует от работников учреждения большого педагогического такта и выдержки. Процесс этот ни в коем случае не должен носить "инквизиционный" характер, поскольку главная его цель – не наказание, а предупреждение подобных нарушений в будущем.

Конечно, рассматриваемые в данной статье дисциплинарные взыскания не подлежат обжалованию в судебном порядке, однако если в учреждении будут созданы условия для пересмотра несправедливо наложенного взыскания, это окажет хорошее воспитательное действие. И ничего что приказ директора о наложении взыскания будет отменен решением совета школы, ведь директор принимал его на основании данных, предоставленных ему педагогическими работниками, которые не всегда могут поступать объективно и справедливо. Однако для реализации этого необходима хорошо развитая система внутришкольного самоуправления, что на сегодняшний день, к сожалению, встречается не так часто, как хотелось бы.

Последнее, о чем бы хотелось упомянуть, касается круга лиц, уполномоченных налагать дисциплинарные взыскания. По общему правилу данное право в силу закона принадлежит руководителю учреждения. Однако в целях развития внутришкольного демократизма неплохо было бы предусмотреть случаи, когда право принимать решение о наложении дисциплинарных взысканий передается органам внутришкольного самоуправления (совету школы, совету старшеклассников и т. д.). В этом случае руководитель учреждения своим приказом просто утверждает решение уполномоченного органа о наложении дисциплинарного взыскания. Единственное, что при этом необходимо, это, как уже отмечалось выше, развитая система внутришкольного самоуправления: жизнеспособная и эффективная.

Вообще же, любые дисциплинарные взыскания – не самоцель. Тем более что до достижения 15-летнего возраста учащийся (за исключением несовершеннолетних с девиантным поведением или отклонениями в развитии) имеет прочную позицию, подкрепленную положениями Конституции РФ об обязательном общем образовании. И это не позволяет администрации учреждения в течение многих лет прибегать к крайней мере, т. е. к исключению, а потому несправедливые дисциплинарные взыскания могут привести сначала к отчуждению, а впоследствии – и к затяжному конфликту между педагогическим коллективом и учеником, от которого в большей степени будут страдать сами педагоги.

Поэтому любое дисциплинарное взыскание должно иметь в первую очередь воспитательный характер. Наличие таких взысканий в учреждении уже само по себе дисциплинирует поведение учащихся, однако от педагогических работников требуется умение сделать так, чтобы учащиеся не испытывали страха перед возможным наказанием, а рассматривали его в качестве серьезного повода для пересмотра своего негативного поведения в прошлом.

Поиск